Развлечения и занятия для детей всех возрастовОрганизация досуга для вашего ребенкаВыходные, праздники, каникулы, каждый день в Москве и подмосковьеБолее 3000 объявлений
ОбзорыАфишаСтатьиНовости


Доверие к себе - важный пункт при выборе профессии

15 февраля 2017
Когда я думаю, почему я люблю свою работу и почему раньше я не сталкивалась с проблемой профессионального выбора, то нахожу в себе четкий внутренний ответ. Я всегда знала, что у меня получается хорошо, а что — из рук вон плохо. Я развивала именно то, что получается хорошо, а то, что плохо, оставляла тем, у кого с этим все отлично. Поэтому в 11 классе на алгебру и геометрию я не ходила вообще. Ну их в топку. Математику я с 1 класса ненавидела, она у меня не получалась — это раз; я не понимала, зачем она мне нужна, если я намерена заниматься в жизни вещами, с ней не связанными, — два. Спасибо, что родители не истязали меня и не настаивали на том, что это царица наук, что она развивает мышление, а оценки важно иметь хорошие по всем предметам. Зато у меня были другие таланты. И это «зато» перекрывало с лихвой моё математическое фиаско. Представляю, как сейчас вы обрадуетесь и побежите говорить родителям: «Вот видишь!» Не спешите! Я знала, что у меня получается хорошо, а знаете ли это про себя вы?

Нельзя сказать, что мы не пробовали. В 9 классе я хотела сдуру поступить в какой-то лицей, где на подготовительных курсах был препод с кафедры математики УрФУ. После очередной проверки знаний она сказала мне: «Девушка, это не ваше-математика», чем лишний раз подтвердила моё внутреннее самоощущение. В 11 классе мне наняли репетитора, чтобы сдать экзамены. Репетитор был среди лучших педагогов в Екатеринбурге. Он мне так и сказал в марте 11 класса: «Сударыня! Это не ваше. Сдайте выпускной экзамен и забудьте про алгебру и геометрию!» Он не открыл мне великой тайны, потому что я и так знала, что умею совсем другое. Мой последний урок в 11 классе был химия. На нем учительница вызвала меня к доске и сказала: «Сейчас весь класс увидит, что ты не знаешь химию!» А я и не скрывала. Зато я уже 4 года писала научные проекты на стыке психолингвистики, психофизиологии и психологии. Побеждала на конкурсах и принимала участие в серьезных конференциях для взрослых. С 8 класса усердно тренировала способность писать тексты и выступать перед аудиторией. Я знала, что пойду в науку и буду преподавать. И не стеснялась, что не знаю химию, алгебру и геометрию.

Кто лучше скажет обо мне: я сам или эксперт со стороны?

К сожалению, не часто оказывается так, что человек хорошо знает себя. Это бывает тогда, когда он насыщен родительскими проекциями, ожиданиями и прочими ложными представлениями о себе, о своих возможностях и ограничениях. В этом случае помощь специалиста по профориентации может оказаться полезной, это профессиональный взгляд со стороны. У каждого из нас от природы есть ведущие тенденции, таланты, способности. Мы не всегда их в себе видим, и не всегда их в нас могут распознать наши близкие.

«Человек из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире выбирает и осваивает определенную информацию. Этот выбор происходит с помощью присущего именно этому человеку индивидуального способа восприятия, поэтому человек акцентирует свое внимание на одних явлениях и пренебрегает другими. Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира создает базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей при одинаковых средовых условиях. В основе индивидуально очерченного стиля каждого конкретного человека лежат те ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности» /Л.Н. Собчик, доктор психологических наук/

После диагностики специалисты по поиску ведущих тенденций дадут вам обратную связь: какие у вас таланты, сильные стороны, что необходимо развивать в себе, чтобы впоследствии заниматься любимым делом.

Но эксперты все разные. Не всегда их взгляд на ваши таланты совпадает. Происходит это потому, что у экспертов в арсенале работы разные методики, а в основе этих методик лежат разные теоретические предпосылки, и нет среди них единственно правильной. Например, психологи чаще применяют тесты характера и интеллекта, выполняя которые вы сможете узнать о своих способностях. Другие эксперты просто беседуют с вами и кладут в основу диагностики идею, что в каждом из нас от природы есть два-три очень сильных таланта. Именно их надо развивать и выбирать по ним учебу и работу. При этом другие способности личности, идущие от ее психологического своеобразия, часто ими рассматриваются как второстепенные по отношению к базе. Одно, несомненно, объединяет разных экспертов – мнение о том, что чем раньше и точнее каждый из нас обнаружит свой талант, узнает, что получается лучше всего, тем больше шансов найти работу, которая принесет чувство самореализации. Я же от себя еще добавлю, что нужно учитывать все источники наших потенциалов, владеть разными подходами к исследованию человека, потому что только причудливое сочетание разных потенциалов и создает уникальный рисунок нашей личности, делает нас неповторимыми и дает шанс раскрыть в себе ощущение самореализации в работе.

В практике случается, что рекомендации экспертов, использующих разные методики, диаметрально расходятся. И бывают старшеклассники, которых угораздило побывать у разных специалистов. Что же тогда делать?

Доверяй, но проверяй

Помните: нет единственно правильных мнений и нет единственно эффективной методики. Получив разные результаты от экспертов, не спешите считать, что они дураки, или отчаиваться: «Я такой сложный. Даже специалисты не разобрались. Теперь мне ничто не поможет!» Примите эту ситуацию как блестящий шанс начать исследовать себя, как вызов вашей осознанности. Ведь именно вам выпала уникальная возможность начать изучать себя по-настоящему, а разные рекомендации экспертов послужили лишь толчком и стимулом к этому путешествию. Подумайте: кто-то другой получил только одно экспертное видение, прочитал, не согласился, но решил, что экспертам виднее, на то они и эксперты, и пошел по жизни, следуя этим рекомендациям. Хорошо, если они совпали с реальностью. А если нет? При разных результатах есть стимул к более осознанному самостоятельному выбору.

Итак, что теперь полезно сделать

1. Прислушаться к себе и понять, что из сказанного экспертами — про вас, а к чему вся шерсть дыбом, и вам это категорически не нравится. И если она дыбом — это очень важный сигнал того, стоит ли насиловать себя этой информацией и образованием в этой сфере? Возможно, этот путь не соотносится именно с ВАШИМИ ценностями. Вы имеете право искать дело жизни, в котором реализуете себя — свои ценности, которые не входят в противоречие с профессиональными задачами. Ценности важно осознать и не сбрасывать их со счетов. Случается и по-другому. Сначала мы противимся увиденному, защищаемся, отрицаем. Затем принимаем это в себе, признаем и даже начинаем гордиться.
2. Найти в экспертном отчете то, что вас больше всего удивляет. Обычно это сопровождается мыслью: «Надо же? Никогда бы не подумал, что во мне это есть!» Что обычно делают подростки в таком случае? Спешат разослать друзьям, устроить опрос: «Правда ли это во мне есть?» Собрать эту обратную связь, конечно, очень интересно, но это снова мнение извне, а мы говорим о СВОЕЙ осознанности, о своем решении.
3. Проверить практикой обнаруженные способности. Для того чтобы протестировать, есть это в вас или нет, испытайте себя в ситуации, в которой то, что вас удивляет, требуется. Например, попробуйте выполнить какие-то новые задачки, в которых нужно использовать удивившее вас умение. Например, в отчете эксперта указано, что вы умеете убеждать людей и вести их за собой. Вы никогда не замечали за собой этого? Это нормально. Причин может быть много: не попали в такую ситуацию, близкие полагали, что это дурное качество, теперь вы стыдитесь его показать, проявили, а кто-то высмеял, у вас этого действительно нет и это ошибка экспертизы. Рискните испытать себя.
4. Погрузитесь на время в профессии, которые вам рекомендуют. В экспертных результатах одни говорят, что вам нужно держаться подальше от работы с финансами, а результаты других утверждают, что экономика — ваше призвание. Не спешим отправлять это все в корзину или выбирать вслепую одно из мнений. Ищем до поступления в вуз возможность попробовать себя в экономике, а лучше всего в её разных аспектах, чтобы понять, какие именно ЗАДАЧИ внутри о-о-чень широкой области экономики вы способны решать. Или действительно убедитесь, что это не ваше. Сэкономите время жизни и деньги родителей на ненужное вам образование.

Личная активность по исследованию cебя — 90% успеха

Как-то  мы привыкли, что профориентация в школьном возрасте - это про готовые рецепты, а не про личную активность в познании себя. Хочется, чтобы так: пришел в начале 11 класса (это ой, как поздно!) к психологу, протестировался, узнал быстренько, какие профессии тебе рекомендованы, и побежал относить результаты ЕГЭ в вуз. Однако настоящая работа начинается именно с проверки экспертных оценок на реальность, соотнесения их с самим собой. Теперь важно самому протестировать выявленные потенциалы в реальном деле, попробовать себя в профессиональных сферах, которые вам порекомендовали, заранее. Это про осознанность выбора.

Если вы обнаружили, что эти таланты действительно вам даны, приносят радость, то смело развивайте свои возможности и дальше:

1. Учитесь. Идите на соответствующие курсы - те, которые развивают именно эти ваши умения (Например, вы подтвердили в себе предпринимательский талант? Идите на курсы бизнеса для школьников. Они есть!)
2. Поверьте, что это про вас и цените это. Это особенно сложно, потому что у тех, кто старше, есть стереотип, что школьник еще маленький, ему надо выучиться еще. Мне знаком этот опыт. Искала вуз я такой, в котором смогут помочь изучать интересующую меня тему. Приходила и заявляла: «Я хочу написать кандидатскую на такую-то тему». В 98% случаев меня обрывали и снисходительно говорили: «Ты еще поступи/отучись/закончи/сдай курсовые и т. д.!» Но я не сдалась и нашла такой вуз, потому что точно знала, что я это смогу. И вы сможете.
3. Приобретайте практический опыт. Ищите работу, напрашивайтесь волонтером (Например, вы любите животных. Эксперты обнаруживают у вас способности к работе с животным миром. Отлично, есть повод их проверить! Вы можете найти подработку в  ветклинике, прийти и напроситься быть наблюдателем, стать тенью специалиста, быть волонтером, делать выводы про себя, задаваясь вопросом: «Как мне здесь?»)
4. Делитесь с другими. Создавайте свои блоги в соцсетях, снимайте обучающие видео на ютубе, проявляйтесь везде, где сможете делиться с другими тем, что у вас здорово получается  (Вы только в 8 классе? Думаете, что слишком маленькие для этого? Самое время! Пока с вас и спрос другой. Главная ошибка - думать, что это мне еще рано и сложно. Когда это ваша способность, сильная сторона, то понятие «рано» можете забыть, а сложности только добавят вам азарта. Ставьте себе необычные задачи, реагируйте на вызовы, которые есть в той сфере, где раскрывается ваш талант.)
5. Найдите опытного наставника. Встречайтесь с профессионалами, которые умеют то, к чему склонны вы,  и задавайте им кучу вопросов, получайте от них обратную связь. Как найти такого наставника — в этом я вам могу помочь.

Перечисленные шаги — это уже ВАША ЛИЧНАЯ работа по созданию своего успешного профессионального будущего.

Итак, допустим, вы прошли разных экспертов, продиагностировали свои таланты, проверили их на практике, убедились, что часть из них — это про вас, а что-то оказалось лишним. Вы смогли попробовать себя в разных профессиях, вы нашли свою сферу, поняли, какие задачи у вас с успехом получается решать. Вы много уже знаете про себя!

А теперь задайте себе вопрос: какие чувства вы переживали, когда пробовали? Когда получалось? Когда к вашим возможностям проявили уважение? Когда принесли пользу другим? Когда взялись за более сложную задачку и выполнили ее?

Вы ощущали радость, счастье, наполненность и осмысленность?

Если да, поздравляю, вы открыли себя, и теперь найти свое дело — это уже не так сложно. И самое главное - сделали вы это сами, а не эксперты за вас. Теперь это личный ваш выбор и ваше достижение, и это признак вашей социальной зрелости.

Автор статьи: Елена Серпионова,
кандидат психологических наук, руководитель Центра довузовского наставничества , доцент кафедры психологии и педагогики РНИМУ им. Н.И. Пирогова победитель конкурса лучших учителей РФ в 2009 г.

Понравилось? Расскажите друзьям:

Возврат к списку