Развлечения и занятия для детей всех возрастовОрганизация досуга для вашего ребенкаВыходные, праздники, каникулы, каждый день в Москве и подмосковьеБолее 3000 объявлений
ОбзорыАфишаСтатьиНовости


Когда спасает музыка?

Интервью с Сандро Эристави

26 сентября 2017
Сандро Эристави – любимый многими композитор и исполнитель. В советские годы его песни в нашей стране напевал почти каждый. С 1991 года Сандро и его сестра Тамара (участница дуэта) живут в США, и музыка по-прежнему занимает очень важное место в их жизни.
О творчестве и его смысле, о том, чем отличается музыкальная жизнь в Штатах, мы беседовали с музыкантом, композитором и исполнителем Сандро Эристави.

Сандро, Вы родились в Москве, жили в Тбилиси и в Москве. А в 33 года переехали в США. Какую страну Вы считаете своей Родиной?

Если выбирать из этих трех стран - то Грузию.

В 90-е годы уровень музыкальной культуры в России значительно упал. А как обстоят дела в музыкальном мире Америки?

Если речь идет о качестве современной популярной музыки, то в Америке то же самое. Это глобальное явление, связанное с изменением музыкальной индустрии. В 60-70-80-е годы продюсеры не боялись вкладывать деньги и время в музыкантов, давать им возможность развивать свое творчество из года в год. Если они верили в артиста, то не боялись идти на риск, и в результате мы имеем Pink Floyd, The Beatles , Led Zeppelin и дальше по списку. Но с годами музыкальная индустрия стала похожа на фабрику ширпотреба. Бизнесмены собирают статистику с радиостанций о том, какую музыку слушает большинство, и формируют новых артистов исходя из этих статистических данных. Соответственно, по радио качают усредненные хиты, похожие один на другой, сделанные по одному образцу. Никакого финансового риска. И никакого творчества. Настоящее творчество не может существовать в среднестатистических рамках. 

Но если мы говорим о состоянии классической музыки и музыкального образования, то, я думаю, что в Штатах дела в этом смысле идут относительно неплохо. Здесь очень много хороших музыкантов, оркестров. Большой спрос на преподавателей музыки. Очень неплохие образовательные музыкальные программы в общественных школах (т.е. бесплатные для школьников).

Всё это, естественно, упирается в фондирование, т.е. в богатых штатах ситуация лучше, в бедных - хуже. Музыка, к сожалению, не предмет первой необходимости, поэтому, если голодно, то не до песен, грубо говоря.

Лучшей своей песней «московского периода» Вы считаете «Фею». О чем Вы пишете в Штатах?

Темы моего творчества зависят не столько от географии, сколько от моего личного опыта. С годами меняется взгляд на многое: какие-то темы становятся важнее, какие-то отступают на задний план. Пишу о любви, о верности и об измене, о разлуке, об экологии, о месте человека в обществе, о давлении общества на человека… О музыке, представьте... музыка о музыке. 

Сандро, расскажите, чем   отличается   российский   слушатель   от   американского? Какие формы общения в Америке существуют (музыкальные фестивали, мероприятия, совместные выступления)?

Задумался :) Чтобы понять, кто такой американский слушатель, надо помнить о том, что, например, в Калифорнию, где я живу, приезжают люди со всего мира. И есть районы, в которых живут в основном иммигранты из Китая, из Ирана, из России. Это разные культуры, разные музыкальные вкусы, разные интересы. Например, если позволить себе обобщение, то китайские иммигранты в целом очень серьезно относятся к образованию, в том числе к музыкальному. Соответственно, в большинстве своем они более внимательные слушатели.

В Америке часто проходят различные фестивали – музыкальные (джазовые, блюзовые, роковые, классической музыки) и культурно-этнические. Например, каждый сентябрь местная греческая православная церковь проводит культурный фестиваль, где можно три дня подряд наслаждаться греческой национальной музыкой, кухней и культурой. Такого же типа мероприятия проводят китайская, иранская и другие общины. Это очень интересно и расширяет кругозор.

Есть еще такая замечательная форма общения музыкантов и слушателей, как «открытые микрофоны». Обычно такое проводится в барах или в кафе, где организаторы на 2-3 песни предоставляют сцену и микрофон любому, кто пожелает.

Еще есть джемы, или по-другому это называется джем-сейшн. В этом случае организаторы собирают ансамбли из пришедших музыкантов по жребию и приглашают исполнить 3-4 песни. Таким образом, незнакомые между собой музыканты имеют возможность поиграть на одной сцене. Это интересно и слушателям, и исполнителям.

Интересно, что в Штатах практически нет аналога такого массового российского явления, как авторская или бардовская песня. Есть фолк-музыка, чем-то близкая по формату, но нет никаких слетов в лесу у костра. Но в среде русской эмиграции бардовская песня в большом почете, и проходит много интереснейших слетов по всей стране.

На творчестве музыкантов воспитываются поколения. Как Вы считаете, о чем должны быть песни?

Замечательный вопрос. Музыка, которую мы слушаем, незаметно для нас во многом нас формирует. Подавляющее большинство песен, естественно, о любви. Писать о ней можно по-разному. Если, например, человек растет под постоянный аккомпанемент песен типа «я без тебя – ничто», то вырастет он с ощущением собственной неполноценности и во взаимоотношениях будет искать партнера, который «заткнет» эту психологическую «дыру». Если постоянно слушать «ты пожалеешь, что ушел от меня», то постепенно подсознательно культивируется чувство мстительности, и т.д. Надо приучить себя анализировать, о чем слова песни, к чему они призывают. И находить такие, где нет пропаганды негативных чувств. Таких песен, кстати, мало...

Как лично Вам помогает музыка в различных жизненных ситуациях?

Ну, в моем случае это ясно: без музыки я себя не представляю. Это - дело моей жизни, источник постоянной радости и лучший способ коммуникации с людьми. На более практическом уровне музыка буквально спасла мне жизнь несколько лет назад. Я был за рулем и вдруг захотел послушать Рахманинова. Пока ставил диск в плейер, замешкался на светофоре, не выехал на свой зеленый и чудом избежал тяжелой аварии, потому что какой-то ненормальный пронесся на красный, и я был бы как раз на его пути, если бы не Рахманинов.

Вы играли свои песни маленьким детям? Как они реагируют? 

Играл, конечно. Маленькие дети реагируют на музыку самым непосредственным образом, обращают внимание на ритм и настроение музыки, цвет и форму гитары. В последнюю очередь - на слова. Удержать их внимание на всю песню - непростая задача. Когда это удается, я собой горжусь :)

У Вас есть непосредственно детские композиции?

Самая «детская» песня у меня – «Фея». Она же и самая взрослая, я думаю. Еще есть песня на стихи мальчика лет 8 «Про человечка, которого не услышали» (из книги Владимира Леви), и еще одна про Карла и Клару и других персонажей скороговорок, на стихи Сергея Сатина. Их можно назвать детскими. Но специально для детей я песен не писал.  

Как Вы считаете, какое внимание должно уделяться музыке в семье, где есть дети? Как это происходит в Вашей семье?

Детям очень важно слушать музыку, причем разнообразную, разных жанров, разных стран и разных эпох.  Это очень развивает мозг, способность к абстрактному мышлению, расширяет эмоциональное восприятие жизни. Музыка – это, пожалуй, самый абстрактный, неутилитарный вид человеческого творчества. По моему мнению, она в лучших своих образцах - отражение божественного в человеке. Конечно же, этому надо уделять серьезное внимание. Лично мне музыка помогает продолжать верить в человечество. Когда наблюдаешь в мировом масштабе, как ужасно люди могут обращаться с собой и друг с другом, достаточно напомнить себе, что мы принадлежим к тому же биологическому виду, что и Рахманинов, Бах и Шопен. И это обнадеживает :)

В нашей семье музыка звучала постоянно. Наша мама - пианистка, Заслуженная артистка России и Народная артистка Грузии Маргарита Чхеидзе. Так что мы с сестрой росли под аккомпанемент лучших произведений классики. Папа был большой любитель джаза, он нас познакомил с музыкой Майлса Дэвиса и других гигантов этого жанра. Ну и, естественно, как во многих грузинских семьях, мы часто пели вместе за столом или просто так. Кстати, пение в ансамбле, особенно многоголосное, очень развивает умение слушать и сотрудничать с другими - важные качества в жизни.

Музыка – это целый мир. Как думаете, можно ли воспитать любовь к музыке в ребенке или это чувство, которое должно родиться само?

Любовь к музыке можно и нужно воспитывать. Понимание музыки, а особенно владение музыкальным инструментом очень обогащает жизнь. Ребенку надо дать ключ к двери, ведущей в этот мир, и показать ему, что там, за попсой, которая на поверхности, неизмеримо больше сокровищ.

Посоветуйте нашим читателям, какую музыку слушать детям.

Разную. Обязательно - классику (я бы начал с Моцарта и Дебюсси), джаз (20-40-х годов, потом современный), рок (The Beatles в первую очередь). Я считаю, что в таком порядке музыкальный мир будет раскрываться самым естественным образом.

Сандро, спасибо за интересную беседу! Желаем Вам творческих успехов!

Все, что окружает нас, неизбежно на нас влияет, становится частью нашей жизни. Поэтому так важно порой задуматься, какие слова, установки и убеждения витают в информационном поле наших детей, какое настроение передает им музыка, какой человек ее написал и какой смысл в нее вложил. И хоть не всегда мы можем оградить наших детей от упрощенного, ложного, неразумного, вполне в наших силах научить их делать свой выбор.

Беседовали: Светлана Качинская и Ирина Якунина

Понравилось? Расскажите друзьям:

Возврат к списку