Развлечения и занятия для детей всех возрастовОрганизация досуга для вашего ребенкаВыходные, праздники, каникулы, каждый день в Москве и подмосковьеБолее 3000 объявлений
ОбзорыАфишаСтатьиНовости


Развитие речи посредством чтения.
Как правильно читать с детьми?

Интервью с Анной Андреевой

27 июня 2017
«Чтение – вот лучшее учение!» Кто не помнит плакат с изречением Александра Сергеевича Пушкина в кабинете литературы… Действительно ли чтение книг – это наилучшее развивающее занятие для ребенка? Как помочь малышу и подростку в развитии речи и способности рассуждать, излагать свои мысли? Так ли важно уделять этому внимание, или ребенок научится всему сам в свое время? Как выбирать книги и что любят читать современные дети?

Об этом наше интервью с педагогом, специалистом по развитию речи, автором тренинга «Секреты развития речи. Начало речи» , ведущей марафона «Супермама» , которые проходят в рамках проекта Школы Елены Даниловой , мамой троих детей – Анной Андреевой.

Анна, расскажите немного о себе и о том, чем вы занимаетесь. Чем примечателен тренинг «Секреты развития речи. Начало речи»?

По образованию я учитель физики, математики и астрономии. У моего первого ребенка возникли некоторые трудности сначала в освоении речи, а затем и в развитии речи. Я так и не смогла найти действительно ценных для меня специалистов, которые смогли бы квалифицированно помочь моему сыну и подсказать мне, как заниматься с ним дома. И тогда я, вместо того чтобы тратить время на поиски нужного специалиста, решила самостоятельно помочь малышу: начала использовать различные подходы, методы, идеи, игры. Тогда мне очень помогли мое педагогическое образование, опыт работы учителем и, конечно же, личная заинтересованность в успехе. Через 5 лет у меня родилась дочка. У нее тоже были трудности, связанные с речью, но совсем другие, не такие, как у сына. Да и над речью самой младшей дочери (ей сейчас 5 лет) приходится много работать, поскольку тоже есть проблемы.

Я много общалась с логопедами, специалистами по работе с речью, изучала специальную литературу. Ко мне за советами стали обращаться другие родители. Так и появился проект «Я – родитель!»

Тренинг «Секреты развития речи. Начало речи» - это тренинг для родителей, которые заинтересованы в том, чтобы заниматься развитием речи ребенка, он для тех, кто столкнулся с трудностями в этом вопросе и хочет во всем разобраться. Бывает, что очень сложно выполнять рекомендации логопеда, если малышу полтора-два года, так как большинство из них направлены на работу с более взрослыми детьми 4-5 лет.

Все, что я показываю на тренинге, может делать самая обычная мама (папа, бабушка и т.д.). Успехов достигают те, кто заинтересован в успехе своего ребенка и готов ползать вокруг него часами, кто готов подстраиваться под него! Потому что любая коррекционная работа очень индивидуальна. И кто, как не родители, способны понять своих детей и учесть их особенности.

Нашему тренингу 8 лет. И за это время было очень много разных групп. К нам приходили родители самых разных деток, не только совершенно здоровых, но и с трудностями в развитии: с синдромом Дауна, с расстройствами аутистического спектра, ЗПР, ЗРР, ОНР и так далее. Конечно, только лишь наши занятия не решат всех проблем, если случай непростой. Но они дают очень мощный импульс для развития ребенка, а маме – уверенность в себе и в своих силах, в результативности тренировок.

Сегодня мы хотим поговорить о развитии речи через чтение, ведь книга – один из самых действенных инструментов в руках родителей и педагогов. Ведь так?

Нет! Книга - это самый удобный инструмент для взрослого, потому что родителям действительно легко просто читать написанное, следовать рекомендациям в предисловии. Я не против книги, я, наоборот, очень даже за! Но если мы ставим вопрос о самом эффективном инструменте, то необходимо учитывать ведущую деятельность ребенка в конкретный возрастной период. Например, самым эффективным способом чему-то научиться у маленьких детей является игра. Если речь идет о школьниках 11-12 лет, то для них самым эффективным средством познания будет проектная деятельность. Это когда перед ребенком возникает конкретная задача, которую ему надо решить, допустим: «Когда лучше класть сахар в чай: когда он еще горячий или, когда он уже остыл? На что это влияет? А что еще оказывает влияние на остывание чая? Что я должен сделать, чтобы он, к примеру, остыл быстрее?» Таким образом, возникает проблема, практическая и реальная. Для ребенка это важно и значимо, а значит, интересно. И он начинает искать. Такие проблемы можно найти в любой области: и в математике, и в химии, и в литературе, и в языке. Вот, например, за час до нашего разговора пришла ко мне моя девятилетняя дочка и спросила: «Мама, а есть слово «величка»? У человека проблема. Это слово нужно, чтобы сочинить стихотворение. Мы начинаем рассуждать вместе, где она его слышала, что это было – загадка, сказка, песня? Так, мы вспомнили сказку Пушкина. Это и есть мини-исследование. И оно максимально способствует развитию в данном случае.

Книга – только инструмент на этом пути.

На что стоит обращать внимание при выборе книг для ребенка?

Давайте подумаем, для чего нужна книга. Если воспринимать книгу как источник знаний, тогда самым главным в ней будет достоверность. А значит, в ней не должны быть нарисованы медведь в юбке или кот в шапке. Тогда можно читать рассказы о животных Евгения Чарушина или рассказы путешественников, их приключения.

Если мы хотим познакомить ребенка с социальными связями, мы берем книги о том, как дети что-то делают вместе, как они взаимодействуют, как играют.

"Для меня книга, в первую очередь, - это то, что приносит радость, удовольствие, восторг, эмоции. Книга должна удивлять, заставлять смеяться, плакать, переживать. "

Если мы читаем книгу, чтобы пережить какие-то эмоции, тогда в ней уже не так важна достоверность, могут использоваться и образы.

Так или иначе, о каком бы возрасте ребенка не шла речь, важно помнить, что сюжеты должны соответствовать реальности ребенка. А как это понять? По интересу ребенка к чтению. Ну, например, стоит ли в данный период времени читать ребенку, который ходит в детский сад, на детскую площадку, а по выходным гуляет с родителями в парке, о морских приключениях, об островах, о Карлсоне, который живет на крыше? Может ли ребенок соотнести прочитанное со своим опытом? Понимает ли он, кто такие воры? Понимает ли он, что значит хотеть собаку? Если этого нет в реальности ребенка, то чтение такой литературы может оказаться потерянным временем. А вот когда у него возникают проблемы, запросы, сложности, созвучные с теми, что случаются с героями книги, вот тогда происходит резонанс, ребенку это становится интересно.

«Мама потерялась! Куда она девалась?» Потерять маму - это очень мощный страх у маленького ребенка. Книгу Джулии Дональдсон «Хочу к маме» любят все маленькие дети, потому что она близка каждому ребенку. Книга Эрика Карла «Очень голодная гусеница» многими родителями и не рассматривается из-за отсутствия милых рисунков, а напрасно, ведь она очень созвучна жизни малыша. Потому что кроха, который растет и физически нормально нагружен, у которого правильно организован день, кушает с аппетитом. В этой детской книжке гусеница потом становится прекрасной бабочкой. И мы транслируем ребенку эту идею о том, что сейчас он растет, развивается, учится и станет о-го-го каким классным! Так мы, по большому счету, обещаем ребенку, что с ним все будет хорошо. Ребенок, читая вместе с нами книжку, учится доверять миру. Это очень важно!

Я очень хорошо помню, как мой старший сын отреагировал на книгу о Незнайке. Он не понимал, почему Незнайка стал главным героем сказки, ведь он неуч и лентяй! Мы-то сыну все время говорили о том, что нужно учиться, развиваться, трудиться, а тут раз - и книга про бездельника и хвастунишку! А моя старшая дочь, когда мы стали читать книгу «Волшебник Изумрудного города», была в недоумении: если Страшила ходит и говорит, а мы знаем, что мозг за это отвечает, то почему у него, согласно сюжету, нет «мозгов»? Перед чтением этой книги у Алисы возник интерес к анатомии. Я была беременна, и мы смотрели, как ребенок растет, обсуждали, для чего в организме нужны те или иные органы. И тут мы читаем сказочную повесть, в которой у одного героя нет мозга, а у другого сердца! Как это возможно? Да просто в тот момент ребенок еще не понимал аллегории, несмотря на то, что книга была рекомендована для ее возраста. А вот сейчас Алиса перешла в третий класс, и ей задали по внеклассному чтению прочесть книгу «Волшебник Изумрудного города». Я в предвкушении! Мне жутко интересно, как она это будет читать, увидит ли переносный смысл, в каком моменте? Теперь она до этого доросла. А вот малышам это пока не нужно. Им нужно читать сюжеты о том, как у кого-то на детской площадке забрали игрушку. Тогда книга для ребенка станет озарением!

Участникам нашего марафона мы рекомендуем подборку книг для детей разных возрастов.

Как правильно читать с ребенком?

Я знаю несколько неправильных вариантов того, как родители читают. Например, сажается ребенок, берется книжка, мама читает, ребенок слушает-не слушает, смотрит-не смотрит. Я против такого способа. Хотя бы потому, что он малоэффективен. А если задуматься, то еще и не очень красивый посыл демонстрирует ребенку. Ведь когда мы читаем ему без его желания, согласия, включения, по сути, мы говорим: мне безразлично, что ты хочешь. Я считаю, что с чтением так быть не должно. Вариант второй: ребенок занят своими делами, а ему фоном, в режиме радио начитывают что-то. В таком чтении я тоже не вижу ничего хорошего. Распределение внимания у маленького ребенка практически нулевое. Он может сосредотачиваться только на чем-то одном: либо он играет, занят чем-то, либо он слушает. Он не может делать два дела одновременно. Единственное исключение – это ребенок на спорткомплексе. Активные дети обычно физически не могут сидеть на одном месте, они должны висеть, качаться… И если мы при этом видим, что ребенок нас внимательно слушает, что он включен в процесс, значит, все в порядке.

Чтение – это всегда процесс общения, взаимодействия. Родитель рассказывает историю, смотрит на реакцию ребенка, как-то отвечает на нее, становится посредником между книжкой, ребенком и его переживаниями. Когда он вырастет, он сам будет читать и сам все это переживать. А пока он маленький, мы становимся его помощником, мы помогаем ему взаимодействовать с книгой.

По этой же причине я против аудио-книжек для маленьких детей: там не с кем общаться. В 5-6 лет, в среднем, когда ребенок может прослушать сказку и в себе ее прожить, можно ставить аудиокниги, сказки, музыкальные композиции, но по-прежнему быть рядом с ребенком! И если у него возникают вопросы, то необходимо тут же остановить прослушивание и обсудить непонятное.

Как правильно исправлять ребенка? Что такое «чистая речь»?

Первое, чем мы должны руководствоваться в любых взаимодействиях с ребенком, это то, что мы взрослые, и мы видим перспективу. Мы прекрасно понимаем, что если ребенок прямо сегодня не научится говорить «р», «л» или еще что-то, то он сможет этому научиться завтра, послезавтра или еще позже. Но если мы сейчас разуверим его в том, что он успешен, то потом это выправить будет ой как сложно!

"Вот почему мы должны, когда слышим ошибки ребенка, помнить о том, что необходимо проявлять невероятное, безграничное уважение к его пути развития. Очень важно не сформировать у него заключения: если я ошибаюсь, значит, я плохой! "

У детей незрелая психика, они пока не понимают, что ошибка – это нормально. Страх совершить ошибку сохраняется и у многих взрослых.

Корректным будет просто дать образец правильного произношения. И показать большой палец: «Все нормально. Я знаю, что ты можешь! Я знаю, что у тебя все получится!» Более взрослым детям лучше задавать вопросы: «Мне что-то слух режет, может, попробовать как-нибудь по-другому произнести?», «Наверное, ты вот так хотел выразиться?» Чем старше ребенок, тем аккуратнее стоит поправлять его. Теперь уже важно, чтобы он сам почувствовал свою ошибку, сделал выводы, учился.

Бывают ли неразговорчивые дети? Нужно ли мотивировать ребенка на постоянное общение?

Все зависит от возраста ребенка. Если он находится на этапе начала развития речи, когда он только-только научился произносить некоторые слова или части слов, а в целом в его речи преобладает лепет, тогда да, нужно его мотивировать на постоянное общение.

Конечно, есть дети-интроверты, которые в большей степени ориентированы внутрь себя. Им взаимодействие с окружающими не так необходимо, как экстравертам. Но тем не менее родителям необходимо постоянно взаимодействовать с ребенком, потому что именно в коммуникации стимулируется речевое общение. А вот когда ребенок научится хорошо говорить, тогда можно позволить ему копаться в своих мыслях и интересах, если он этого захочет. Дело в том, что сензитивный период развития речи (период наиболее важный) – это возраст ребенка до 4 лет. Именно в этот период выстраиваются логические связи, и очень важно вовремя успеть помочь ребенку полноценно овладеть устной речью.

Большинство логопедов берут на занятия детей 4-5 лет. Но если родители будут заниматься со своими детьми с полугода, помощь специалистов может и не понадобиться.

Вам попадались вредные книги? Те, которые нельзя показывать ребенку?

Если говорить о вредных с точки зрения внешнего вида книгах, то это те, в которых, к примеру, посредством компьютерной графики у медведей, котов и собак нарисованы одинаковые мордочки. Пожалуй, ничего хорошего с точки зрения развития эстетики это не несет.

"Родителям маленьких деток важно помнить, что малыш не может смотреть на огромное количество деталей. Чем младше ребенок, тем меньше графических элементов должно быть на странице, иначе он попросту не сможет сосредоточиться."

Я очень люблю книги Ротраут Сузанны Бернер из серии «Городок» или книги Ричарда Скарри. Но с маленькими детьми их читать проблематично, потому что там очень много всего нарисовано. Необходимо также обращать внимание на цветовое оформление. Разноцветье также мешает сконцентрироваться. Внимание само по себе развивается у детей долго и с усилием. А если еще малыш активный, с темпераментом сангвиника или холерика, ему будет достаточно трудно усидеть за чтением.

Язык, которым написана книга, должен соответствовать возрасту ребенка. И вообще говоря, книга должна вызывать интерес у ребенка, иначе чтение быстро надоест. Важно помнить, что мы читаем не для развития, не для великой могучей литературы, не для достижения каких-то очень важных и значимых целей, не для самолюбия, а для ребенка. Поэтому мы должны под него подстраиваться. То же относится и ко взрослым детям. Нельзя запрещать читать то, что мы сами не находим интересным и полезным. Ребенок наберется опыта и сам со временем сможет отличить качественную литературу от посредственного чтива. Он дорастет до этого. Если вы с детства читали ему книжки (хорошие и качественные), которые цепляли его, пробуждали мысли и переживания, со временем он во всем сам разберется. А для этого надо пройти путь от простого, от очень простого, от того, что созвучно мыслям и чувствам ребенка. И не нужно выступать в этом процессе в роли цензора и давать готовые «правильные» ответы. Это только мешает развиваться нашим детям.

То есть можно позволять ребенку-подростку читать некачественную, по мнению родителей, литературу и не стоит волноваться, если «бульварное чтиво» понравится ребенку?

Ничего не бывает просто так. Если ребенку хочется читать именно это, значит, в этом он получает то, чего не видит в Достоевском или в Блоке. Значит, именно эта книжка дает ему то, что ему нужно. Наша задача – самим внимательно прочитать то, что так увлекло ребенка, и попытаться понять, что же его там зацепило? Какую потребность он удовлетворяет, читая это? Почему ему хочется снова получать эти ощущения? Какие это ощущения? И как эти ощущения можно дать через другую книгу? У нас, в отличие от детей, всегда есть опыт и кругозор, навыки, которых нет у них: навыки анализа и поиска информации.

Что делать, если ребенок начинает употреблять сленговую лексику, просторечные слова? Ведь здесь речь идет о желании принадлежать группе. Как родителям не выглядеть «непродвинутыми занудами» в своих замечаниях?

Язык отражает жизнь. Сленг - тоже отражение того, что есть в реальности, отражение того культурного слоя, в котором мы живем, тех социальных групп, в которых мы находимся и с которыми взаимодействуем, да и просто отражение нас самих. Кроме того, для подростков – это совершенно нормальный бунт: «Я не буду говорить так, как вы, мамочка и папочка! Я буду говорить вот так!» Пожалуй, к этому следует относиться как в ветрянке: это пройдет, этим надо дать переболеть. Да, возможно, что какие-то слова закрепятся, потому что на данный момент они нужны для общения с людьми в том обществе, в котором ребенок находится. Он поменяет среду, и его лексикон изменится. Жизнь шлифует нас, и наш язык в том числе. Таково мое мнение на этот счет.

Как родители могут помочь ребенку-подростку в развитии речи?

Если у подростка проблема со словарным запасом, если речь его скудная, значит, ему нужно больше читать.

" Мы сами должны ему читать, если он не читает сам. Если у него есть сложности с формулированием мыслей, значит, с ним нужно больше разговаривать. "

Если нелегко даются описания, значит, ему необходимо приобретать опыт, эмоциональную зрелость, читать определенную литературу.

Что такое изучение литературы в школе? Это знакомство детей с классикой. А учитель выступает в роли посредника, который помогает ученикам осознать сложное литературное произведение, понять, что кроется за образами. И тогда у ребенка происходит открытие! Действительно, учитель должен быть профессионалом, который многое умеет, знает, понимает свою работу, чувствует детей и может подстроиться под их возраст, восприятие, опыт. Родители, собственно, не всегда могут это делать. Но мы должны быть внимательными: обладает ли учитель литературы, который учит наших детей, вышеперечисленными качествами? И если нет, то родители сегодня могут привлечь других специалистов для этого. Есть онлайн-школы, клубы, лекции (например, лекции Дмитрия Быкова – он же фонтан! Увлекает с головой!), мультимедийные пособия и так далее. А вот это уже задача родителя – найти профессионалов и привести к ним ребенка.

А потом, если родитель и сам будет включаться, например, читать те же книги, что и его ребенок по школьной программе, они смогут обсуждать их, разговаривать на многие интересные темы. Так и происходит эта работа.

Какие способности развивает чтение помимо речи?

Чтение развивает внимание, память, чувство эмпатии. Благодаря чтению происходит эмоциональное и личностное развитие, мы совершаем собственные преодоления, расширяется наш кругозор и опыт. Но книги не могут заменить реальную жизнь. И это надо понимать. Если ребенок не проявляет сочувствия в реальной жизни, то сочувствие литературным персонажам мало поможет. Если ребенок не возмущается из-за того, что обижают младшего, но зато пылает гневом на страницах сочинения – это ложь. Чтение – хороший инструмент, но у него есть свои границы применения.

Какие могут быть семейные традиции, связанные с чтением книг?

Бывает, родители говорят: «Знаешь, я эту книгу так любила в детстве, ой, как я рыдала над ней…». Можно сказать, это уже семейная традиция, потому что ребенок приобщается к этому опыту, возникает преемственность.

Чтение вслух по выходным, например, тоже может стать доброй и приятной традицией. А потом, можно ведь не только создавать традиции, связанные с чтением, можно общаться через книги: обсуждать прочитанное, делиться эмоциями, мнениями, смотреть потом фильм, мультфильм или спектакль, снятые по этой книге, находить отличия, нестыковки, новые образы и т.п.

Анна, через какие книги вы общаетесь с детьми?

Мои дети обожают книги о Гарри Поттере. Сын любит приключения, фантастику. Девчонки мои – все, что угодно. Вот, на днях мы ездили в Псков, в Пушкинские горы. Конечно, эта поездка была посвящена Пушкину! Мы читали стихи и сказки сами, слушали в машине постановки, основанные на его произведениях, обсуждали их. Мы общались через это. Будем читать что-то другое и будем через это общаться. Мы часто играем по книгам, по тому, что прочли. Любим читать Николая Носова, Астрид Линдгрен, очень нравились рассказы «Саша и Маша» Анни Шмидт, когда ребята были помладше. Я обожаю Корнея Чуковского – это же музыка, танец, игра! Дети балдеют от Даниила Хармса. Там есть то, чего нет в других книжках: игра словами, образами. Дети это интуитивно воспринимают, в них это отзывается! Я люблю Михаила Пляцковского, Геннадия Цыферова. В произведениях этих авторов, на мой взгляд, очень здорово отражено детское восприятие мира. А еще нам нравятся Вадим Левин, Рената Муха. А наш папа предпочитает читать с детьми сказки, сборники Агнии Барто, Сергея Михалкова, Самуила Маршака.

Мы благодарим Анну за потрясающие ответы и ее интересный опыт и оптимизм, которым она поделилась с нашей редакцией!

Психологи утверждают, что развитие начинается из точки покоя. В благополучной среде, в доброжелательной обстановке ребенок жадно впитывает новые знания. Когда общение в семье доставляет удовольствие и приносит радость, это ли не стимул развиваться?!

Авторы: Светлана Качинская и Ирина Якунина

Понравилось? Расскажите друзьям:

Возврат к списку