Развлечения и занятия для детей всех возрастовОрганизация досуга для вашего ребенкаВыходные, праздники, каникулы, каждый день в Москве и подмосковьеБолее 3000 объявлений
ОбзорыАфишаСтатьиНовости


Май-июнь - ответственный период в жизни выпускников-старшеклассников. Именно сейчас принимается окончательное решение, в какой вуз отнести свои документы даже теми, кто тянул с этим выбором. Интересно, как представляют себе выбранную профессию абитуриенты?

Накануне выбора: как приблизить образ профессии к реальности?

15 июня 2016
Май-июнь - ответственный период в жизни выпускников-старшеклассников. Именно сейчас принимается окончательное решение, в какой вуз отнести свои документы даже теми, кто тянул с этим выбором. Интересно, как представляют себе выбранную профессию абитуриенты?

ОБРАЗ ПСИХОЛОГА. СЛИШКОМ ХОРОШИЙ, ЧТОБЫ БЫТЬ ПРАВДОЙ

Психолог до сих пор одна из выбираемых профессий среди абитуриентов. Оказалось, что среди студентов-психологов 1-2 курса 77,6% имеют недостаточный уровень знаний о своей будущей деятельности и о личности психолога.
Например, студенты психологических факультетов из разных ВУЗов считают, что идеальный и реальный психолог обладают одинаковыми и обязательно положительными характеристиками. Реалистичных описаний психолога, в которых есть место недостаткам и слабостям, присущим всем людям, оказалось не более 5 на 133 опрошенных студента. Такое представление студентов-психологов о профессии преувеличено, далеко от реальности и идеализированно.
Авторы считают, что излишне позитивное представление о профессии психолога сформировано еще до поступления в вуз под воздействием СМИ и социальных стереотипов, которые и послужили одной из причин поступления на эту специальность.

ОБРАЗ ЮРИСТА. ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЗАСТОЙ

Еще в 2006 году 70% опрошенных студентов юридических вузов воспринимали юриста скорее как человека обеспеченного, привилегированного, нежели как профессионала, служащего идеалам добра и справедливости. Уже тогда исследователями подчеркивалось отсутствие у студентов чётких представлений о профессии и характере юридической деятельности. Прошло 10 лет, но и на сегодня картина слабо поменялась:
- более половины студентов (66%) не считают профессию юриста образцом честного и этичного профессионального поведения
- 61% студентов-юристов потенциально готовы отказаться от своей профессии, если получат предложение более высокооплачиваемой работы. Эти данные, как считает автор, говорят о возможности появления на рынке труда юридических профессионалов-бизнесменов. Но в том случае, если эти специалисты дорастут до собственного бизнеса, не свернув по пути в другую профессиональную сферу
- около 40% готовы работать на преступника за высокую оплату своих услуг
Здесь же уместно упомянуть об образе сотрудников правоохранительной системы. Исследователем сообщается, что субъективные представления студентов-первокурсников о выбранной профессии там тоже не соответствуют реальности.
На фоне такого образа профессии в голове будущих юристов, наметившаяся тенденция спада интереса школьников к юридическим специальностям даже кажется положительной. Так, среди московских школьников в 2015-16 году профессия юриста теряет популярность. По данным исследования Городского центра профессионального и карьерного развития в 2015 году хотят стать юристами только 7% .
В феврале 2016 года в Пензенской области тоже провели опрос и мнение, что большинство школьников хотят быть юристами и экономистами не подтвердилось. Сегодня школьники хотят стать чиновниками. На 2- ом месте все, что связано с IT-технологиями. 3 –е место занимает медицина. О том, исходя из чего, представляют себе студенты образ медика, мы рассказываем ниже.

МЕДИКИ. ДОКТОР ХАУС ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Мы решили узнать, из каких источников сегодня формируется образ профессии медика? «Из чего сформировалось Ваше основное представление о работе врача до поступления в вуз», - такой вопрос мы задали 150 студентам различных медицинских специальностей. Участники могли выбрать не один источник информации о профессии, поэтому результаты оказались такими:
- 36% - почерпнули основные знания о работе врача из фильмов и сериалов про врачей (чаще всего это «Доктор Хаус»)
- для 50, 2% источник представлений о деятельности врача личный опыт посещения больниц в качестве пациента
- 34,8% опрошенных получали информацию от родственников-врачей
- 5% студентов-медиков назвали источником книги, а именно биографии врачей
Что объединяет эти источники знаний о профессии? Личность профессионала. Яркая, противоречивая, вымышленная, когда это герой кино. Или реальная, доступная для общения, когда это родственник или лечащий врач. Вынося за скобки художественные трюки режиссеров и авторов и личное отношение к героям сериалов, это какая никакая, но возможность увидеть повседневную жизнь профессии на примере практикующего профессионала.
Выходит, у старшеклассников, которые собираются в медицину, есть достаточно источников узнать о реалиях будущей профессии: это масса ярких художественных примеров и возможностей общаться с практикующими профессионалами. Однако, как же быть тем, кто выбирает другие специальности ?

ПОДОЖДАТЬ ВУЗОВСКУЮ ПРАКТИКУ?

По данным нашего опроса – 80% студентов очень ждут вузовскую практику, поскольку надеются, что именно там они, наконец, смогут понять, что же нужно будет делать на работе. Смогут использовать полученные на лекциях знания, попробуют себя в деле.
«Уже 3 курс ,а я плохо представляю, что же надо будет делать на будущей работе. В деканате сказали, что все это я узнаю - на практике. Я очень жду эту практику. Наверное, она будет особенная, потому что на предыдущей практике мы раскладывали по пакетам какие-то раздаточные материалы. Не совсем понял, как это относится к моей будущей профессии». Макс ,студент
Через опрос мы постарались узнать, проливает ли свет вузовская практика на суть профессии и приносит ли пользу. В опросе приняли участие более 300 человек уже работающих специалистов и студентов старших курсов, кроме юристов и медиков. Представим результаты ,которые получены по разным вопросам анкеты (это выборочные данные по вопросам, поэтому суммировать проценты в данном случае некорректно).
- 23,7 % считают , что вузовская практика оказалась для них полезной
- 60% опрошенных отметили, что можно было бы и без нее обойтись, ничего нужного там не получили
- 30% на практике занимались вещами, далёкими от задач профессии
- 10,5 % сами халявили и приходили только отметиться
- 50% указали на несогласованность лекций и вузовской практики: «Это оказались совсем разные вещи: на лекциях говорят одно, на деле -нужно совсем другое», - такой ответ выбрали респонденты
- 68,4 % считают, что практика помогает сформировать реальный образ профессии и может повлиять на желание остаться или не работать по специальности . Так ,10% опрошенных именно после вузовской практики убедились в том, что выбранная профессия не их призвание и работать они по ней не собираются.
Участники опроса отозвались о руководителе своей практики на предприятии.
- 40% считают, что для руководителя студенты - скорее, лишняя нагрузка. «У него и своих дел хватало без нас»
- 28% повезло : им попался профессионал, любящий своё дело. «У него я научился многому и считаю его своим наставником в профессии »
- 30% вспоминают, что, наверное, это был хороший специалист, но навыков взаимодействия со студентами (организаторских ,коммуникативных, педагогических, навыков постановки задач) ему явно недоставало. «Будь моя воля - сменил бы руководителя!»
- 2% опрошенных выбрали вписать свой вариант, и не поскупились на эмоциональные отклики. Вот некоторые из них: «Бездарный, вредный человек. Полный ноль в своей специальности.», «Какой руководитель? Бумажки я там сортировал!»
Участники опроса также пожаловались, что «целью практики был сбор данных для написания диплома (или курсовой работы- прим автора). И все, никакой практической пользы для будущей работы!», возмутились, что «Это была экскурсия, а не практика!», «Программа практики была экспериментальным бредом», «Неадекватная программа, далекая от условий реальности!».
Степень пользы вузовской практики для своей адаптации в профессии (в случае, если человек работает по специальности) оценена участниками опроса, в среднем, только на 5 баллов из 10 возможных.
Наконец, на вопрос «Пригодились ли Вам знания, которые были даны в вузе на лекциях, для прохождения практики на реальном рабочем месте?» 35% отметили, что им больше пригодились навыки и знания, полученные вне лекций (жизненный опыт, дополнительные образовательные курсы, мои личные качества и т.д.)
Получается, что и на практику надежды мало: с ней, как говорится, как повезет или раз на раз не приходится. Да и ждать ее придется достаточно долго от 3 до 5 лет. Обидно проучиться 3-5 лет, потратить время, ресурсы и ,в итоге, открыть для себя, что, оказывается, придется заниматься тем, чем совсем не хочется, потому что ты себе это все не так представлял.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Шагом вперед, который, действительно, помогает не в игровой манере сделать образ профессии более реальным, можно назвать инновационные решения для популяризации рабочих профессий. У всех на слуху проблема нехватки рабочих кадров. Например ,в одном из проектов школьникам предлагают смотреть в любое удобное время видео трансляции пошаговой деятельности профессионала в режиме реального времени. Да-да, прямо там, на заводе, где все и происходит. Действительно, в рабочих профессиях деятельность можно разложить на процессы и визуализировать с помощью современных технологий, как это работает. Это позволяет школьнику найти ответ на вопрос – что же я буду делать ,если стану, скажем, электриком?
Однако профессии не рабочие гораздо сложнее разложить на отдельные ежедневно повторяющиеся процессы. Как более реалистично представить абитуриенту сегодня ту профессию, про которую не снят фильм или телесериал, как про полицию и медицину (вот уже чего у нас завались)?
Для этого России существуют пока единичные случаи профессионального погружения, которые чаще проводятся в групповом режиме. Например, собираются от 20 и более школьников, приглашается практикующий профессионал и рассказывает им о своей работе. Очень многих вдохновляет, но одна реалистически настроенная участница как-то сказала: «Если мне показать ,как печь торт, то я буду уверена, что могу это сделать! А когда начну – выяснится, что это не мое». А потому что только послушала, а не попробовала. Плюс есть фактор очарованности профессионалом. Помните себя в школе? Нравится учитель, как он интересно рассказывает физику, в итоге выбираю поступить на физику и не всегда рад этому впоследствии. Потому что вы- другой человек, со своими способностями, возможностями и ограничениями. А учитель – другой. Вам может подходить совсем разное.
Гораздо реже подобные встречи проходят в режиме не только «смотри, как это делается», но и «попробуй сам!» в виде тренинга, опять же группового, где школьникам дают различные задания, они выполняют их сами, получают обратную связь. Что вы можете сделать сейчас, если в вашем распоряжении нет времени искать такие погружения, что вы можете сделать, чтобы узнать о том ,какова же будущая работа в реальной жизни?
Найдите, по-возможности, среди знакомых специалиста, который уже давно работает по профессии, на которую вы собрались пойти учиться. Загляните на форумы к профессионалам. Подумайте и приготовьте перечень вопросов, что бы вы хотели у него о них узнать? Не стесняйтесь задавать даже самые, казалось бы, неловкие (о зарплате, о том, как он пережил первую неудачу, хотелось ли ему поменять работу и почему он остался ,как реагирует его семья на особенности его режима трудового). Словом, спрашиваете все, что пожелаете. Поверьте, об этом вы ничего ни в одном учебнике не найдете.
И не надо бояться, что, в результате вы поймете, что это «не ваше». О таком опыте удачно рассказал Владимир Познер: «Мне очень повезло: во-первых, мне хватило честности сказать себе к концу третьего курса, что я не ученый. Хотя биология, на мой взгляд, – самая интересная из всех наук, потому что нет ничего интересней человека, мозга и т.д. Но я просто знал, что это не мое. Моя заслуга заключается только в том, что мне хватило ума (мужества – по-разному можно) понимать, что НЕ мое, и не идти по прежнему пути».
Индивидуальные встречи профессионала и старшеклассника – пока явление редчайшее для нашей страны. Такие встречи называются «профессиональное погружение с наставником». Сегодня наставник для обывателя – это человек из шоу «Голос» или, в лучшем случае, «что-то из бизнеса». На самом деле наставник – это высококвалифицированный специалист или более опытный работник, у которого и стажисты и новички могут получить совет, позаимствовать опыт. Грамотно организованное для старшеклассников довузовское наставничество – это не только логичный шаг после встречи с психологом, это ресурс будущего, реальный потенциал, которым обладает наша страна. Попробовать себя подмастерьем у настоящего Мастера - это забытый, но проверенный временем опыт.
И если у вас пока нет возможности пройти специально-организованный курс наставничества – ищите его среди знакомых, инициируйте опросы в соцсетях, заглядывайте на профессиональные форумы и «мучайте» профессионалов своими вопросами. А главное, помните, о чем бы вы не услышали – сложности есть в любом деле. Профессионал их не избегает, несмотря на них какие-то ресурсы, плюсы, бонусы обязательно будут наполнять вас радостью от выбранного дела! Узнавайте об этом уже сейчас!

Автор статьи: Cерпионова Е.И.
кан.псих наук,
Доцент кафедры общей психологии и педагогики РНИМУ им. Пирогова,
Победитель конкурса лучших учителей РФ
Руководитель Центра неформального образования и довузовского наставничества
-

Понравилось? Расскажите друзьям:

Возврат к списку