Развлечения и занятия для детей всех возрастовОрганизация досуга для вашего ребенкаВыходные, праздники, каникулы, каждый день в Москве и подмосковьеБолее 3000 объявлений
ОбзорыАфишаСтатьиНовости


Степ в моей жизни
Интервью с Марией Слободянской

27 ноября 2017
Когда родители принимают решение, куда отвести ребенка заниматься, танцы приходят в голову в первую очередь. Но танцевальных направлений, видов, стилей и жанров очень много! Как выбрать лучшее для своего ребенка? Может быть, подумать о степе? Ведь это не только зажигательная «музыка ног», но и танец для умных!

О себе, о степе, о том, что вдохновляет, рассказывает восьмикратная Чемпионка России, Чемпионка Европы, обладательница Кубка Мира, финалистка Чемпионатов Мира в Германии, педагог по степу, молодой журналист и настоящая красавица Мария Слободянская.

Маша, расскажите, пожалуйста, о себе: из какой Вы семьи, как пришли в танцы и почему выбрали именно степ? Можно ли сказать, что Вы нашли свое призвание?

Я родилась в самой обыкновенной семье в Москве. Мои родители стремились вложить в меня максимум, чтобы мне было интересно жить, чтобы у меня была масса развлечений и хобби. Так как я была ребенком очень активным, сначала я занималась художественной гимнастикой, а в 6 лет я пришла в одну из танцевальных школ, где были представлены самые разные танцевальные направления: классика, джаз, модерн и даже фламенко. Обязательными дисциплинами были хореография, станок. Входил в программу и степ, который преподавал прекрасный педагог.

Танцами в этой школе я занималась несколько лет, и однажды на мастер-класс по степу приехал русский педагог, который много лет живет и преподает в Америке. Он заметил, что я выделяюсь из группы, и посоветовал заниматься именно этим жанром. В рамках наших занятий он предложил мне поставить соло. И можно сказать, что он положил начало моим успехам в степе. Спустя какое-то время я стала часто выступать. И как-то совершенно естественно и незаметно степ стал для меня главным. Можно сказать, мы выбрали друг друга. Остальными жанрами я не перестала заниматься, потому что танцевальная подготовка важна для физической формы, но ездить на конкурсы, выступать и зарабатывать деньги я стала именно со степом. В детстве я также окончила музыкальную школу, какое-то время занималась вокалом. Сейчас это на втором плане, но, безусловно, мне помогает.

Что, кроме степа, есть в Вашей жизни?

Конечно, степ – это очень важная и большая часть моей жизни, но еще в детстве я приняла решение получить образование. Я поступила на факультет журналистики в МГУ, благополучно отучилась и сейчас работаю на ВГТРК, совмещая журналистику с танцами.

Маша, расскажите о своих поездках в Америку и конкурсах, в которых Вы принимали участие.

Мой первый приезд в Америку не был связан с танцами: как стипендиату Фонда Владимира Спивакова мне вручили грант и путевку в лагерь для творческой молодежи. Спустя пару лет, когда мне стало немножко тесно в Москве и захотелось позаниматься у лучших специалистов в этом жанре, мама сделала мне подарок и отправила в Америку, где я приняла участие в двух фестивалях – «Степ-сити» в Нью-Йорке и еще в одном в Лос-Анджелесе.

Танцевальные фестивали в Америке хороши тем, что там собираются лучшие хореографы со всего мира. Конечно, основная часть лучших танцоров – американцы, потому что этот жанр зародился и наиболее активно развивается именно на этом континенте. Но огромное количество степистов приезжает из Латинской Америки, в частности, из Бразилии. Это очень интересно! Степ в Бразилии сочетается с традиционными танцами и культурой, и получается очень красивый синтез. Также приезжают степисты практически из всех стран Европы. Среди них наиболее выделяются Германия и Швейцария, где очень сильные школы степа. Англия тоже не отстает, там свои особенности и особая школа.

Одним словом, фестиваль – это такая концентрация прекрасных танцоров в одном месте! Можно за неделю получить огромный опыт, позаниматься в интенсивном режиме с огромным количеством людей. Это и полезно, и интересно!

Также я имела возможность брать индивидуальные классы. В общем, провела в Америке месяц, постоянно занимаясь танцами, что сыграло положительную роль в развитии моих навыков и очень помогло в дальнейшем. После этой поездки я побывала в Америке еще несколько раз, выигрывая гранты, позволяющие принимать участие в фестивалях бесплатно. Так я познакомилась с педагогами со всего мира и теперь стараюсь их «выхватывать» на том или ином фестивале, чтобы позаниматься.

Насколько популярен степ в России?

Если говорить о России, то, к моему большому сожалению, ситуация со степом сложнее, чем в европейских странах и той же Америке. У нас степ появился позже, и у нас меньше возможностей получать информацию. Только сейчас в России степ начинает получать широкое развитие. Есть локальные школы, педагоги, соревнования, но все равно это не так массово, как, например, в других танцевальных направлениях.

В Америке степ стоит наравне с джазом, балетом, модерном, которые дети изучают в школах. Плюс Америка – родина мюзикла, а степ – один из жанров, который очень часто используется в бродвейских постановках.

Как Вы пришли к тому, чтобы начать преподавать танцы? Обязательно ли для этого иметь специальное образование?

Совершенно случайно. Занималась с педагогом в одной из школ. Ее руководитель, видя мое рвение, предложил мне преподавать, несмотря на то, что мне тогда было всего шестнадцать и у меня не было никакого опыта. У меня было главное – желание!

Что касается вопроса о специальном образовании, то, наверное, как таковое высшее образование необязательно. Оно, безусловно, будет плюсом, но в университете о степе можно получить не так много знаний. Образовываться вне вуза необходимо. Естественно, преподаватель должен хорошо знать технику танца, понимать, как работают те или иные группы мышц, как не навредить ученику, как не нарушить естественные процессы в организме, и быть достаточно уверенным в собственнй ритмике и музыкальности.

Есть ли принципиальная разница в занятиях со взрослыми и с детьми?

Занимаясь с детьми, важно делать так, чтобы ребенку было интересно. Если взрослый человек может понять и принять, что движение нужно сделать 50 раз монотонно, и тогда оно получится, то с детьми труднее. Обучение необходимо проводить в форме игры, больше развлекать, пробовать разные подходы, чтобы не пропадало желание заниматься. И второй важный момент: нужно рассчитывать нагрузку, потому что дети намного быстрее устают, им тяжелее усваивать информацию. Поэтому я на занятиях периодически отвлекаю ребят, например, играми, которые развивают ритмику, музыкальность. Тогда и интерес не пропадает, и занятия проходят плодотворно.

В каком возрасте ребенку оптимально начинать заниматься степом?

О возрасте спорят до сих пор. Мое мнение: к занятиям степом нужно приступать тогда, когда ребенок начинает сам осмысленно воспринимать информацию. Нужно понимать, как работают ноги, уметь обращаться с ними. Думаю, с 5-ти лет можно начинать прививать детям основы ритмики, пробовать несложные элементы, постепенно увеличивать нагрузку и переходить к более сложному. Здесь нет каких-то четких критериев, главное – желание самого ребенка и его физические кондиции.

Мария, а сколько лет Вашему самому старшему ученику?

Самому старшему – под шестьдесят! Степ, на самом деле, – удивительный танец, потому что у него нет никаких возрастных ограничений. Понятно, что если начинать заниматься в раннем возрасте, то процесс пойдет быстрее. Но в свое удовольствие заниматься степом даже в преклонном возрасте можно и нужно. Например, известный танцор Владимир Кирсанов, которому за семьдесят, танцует так, что позавидуют двадцатилетние. То, как он танцует, – это потрясающая энергия и образец степа в лучших его проявлениях!

Нужны ли какие-то особые способности, без которых занятия этим танцевальным жанром будут бесполезными?

Нет, степ – не для избранных, им может заниматься каждый. Но, как и в любом виде искусства, есть люди более способные и менее способные. Если говорить о том, без чего степисту никак нельзя, то это, конечно, слух. Ведь степ – это танец, где ритм и темп очень важны, их нельзя игнорировать. Другие плюсы, как и в любых танцах, – это координация и минимальная физическая подготовка. Но даже если этого нет, то все это можно развивать. Никаких противопоказаний нет. Просто процесс, возможно, будет идти чуть-чуть медленнее.

А сколько проходит времени, прежде чем становятся видны первые результаты?

Здесь все очень индивидуально. Уже на первом занятии человек будет делать то, что до этого никогда не делал. И даже элементарные движения, которые получаются, – уже результат!

Для освоения более серьезных профессиональных элементов кому-то нужен месяц, кому-то полгода. Но в пределах года каждый ученик почувствует прогресс: у него уже будут получаться и сложные комбинации, и необычные элементы.

Про степ говорят, что это «музыка ног». А что именно развивает степ?

Это именно так. И это неспроста, потому что степ – один из редких жанров, который можно танцевать «а капелла», и при этом будет звук. Это удивительно! Инструментом здесь является не музыкант, не пластинка, а сам человек, который одновременно с музыкой создает что-то абсолютно уникальное.

А развивает степ ту самую музыкальность и чувство ритма. Любой человек, который занимается степом долго, намного лучше ориентируется в музыке, слышит акценты, доли, чувствует ритмы, которые не заметны большинству. Если говорить о физических данных, то благодаря степу развивается мелкая моторика ног, если так можно выразиться. На самом деле, прокачиваются все мышцы, которые есть на ногах, потому что в зависимости от элементов нагрузка приходится на разные группы.

Расскажите об интересных случаях на репетициях, с какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться?

Часто бывает так, что люди, которые видят степ впервые, случайно проходя мимо зала, интересуются настолько, что останавливаются и начинают пробовать делать что-то ногами. Это выглядит очень забавно, и это очень здорово!

К вопросу о сложностях: что лучше всего получается в степе, того и труднее всего достичь. Иногда трудно бывает выстроить правильную ритмику, найти правильный темп, попасть в музыку, потому что нужно слышать тонкие акценты. Но все приходит с опытом. Отдельные элементы нужно долго отрабатывать и подходить к этому с умом. Ничего никогда не получается с первого раза, но благодаря упорству обязательно все получится!

Маша, что Вы посоветуете родителям, когда они выбирают танцевальный жанр для своего ребенка? Какие школы степа Вы могли бы порекомендовать?

Первое, о чем надо подумать родителям, какова основная цель. Что хотят получить родители и ребенок от танцев? Если хочется гибкости, пластики, для девочек обычно выбирают классические виды танцев. Но если хочется всестороннего развития, то это степ, потому что это очень умный жанр, который развивает не только физику, но и заставляет думать, что полезно и мальчикам, и девочкам. Это жанр, который сам по себе очень интересен. Но, конечно, главное – гармоничность. Не надо зацикливаться на чем-то одном, нужно пробовать разное. Обратите внимание на то, к чему тянет именно вашего ребенка. Покажите ему видео различных танцевальных направлений и постарайтесь узнать, что привлекает его чисто визуально. 

В случае со степом нужно прийти на пробное занятие. И посмотреть, как ваш ребенок реагирует на упражнения, насколько он заинтересован, захватывает ли его такой жанр. Возможно, танец ему нравится, но чисто физически ему достаточно тяжело освоить элементы степа. Тогда занятие можно отложить на год, а пока походить на пластику, ритмику или просто на развивающую гимнастику. Ребенку с хорошей координацией, подготовленному музыкально и танцевально, освоить степ будет намного проще.  При этом, если выбор пал на степ, старайтесь все же не забрасывать и классические виды танцев. Они формируют правильную подачу, сценическую осанку и добавляют движениям плавности. Если говорить о школах, то здесь все не так просто. Педагогов по степу много, но, к сожалению, не все они достаточно квалифицированны, чтобы преподавать. Очень важно посмотреть на педагога, как он танцует, органично и гармонично ли это. Сравнить с другими, чтобы понять, что наиболее близко именно вам, и уже потом выбирать.

В Москве есть хорошие степисты, которые преподают в разных школах. Москвичам можно посмотреть список основных школ на сайте ТЭП ДЭНС Федерации

Что лично Вас вдохновляет на создание нового номера – музыка или что-то ещё?

Да, в первую очередь я отталкиваюсь от музыки. Случайно я могу услышать композицию, которая меня очень заинтересует, и во время прослушивания я уже понимаю, какие ритмы на нее будет интересно наложить, какие привнести движения. Я представляю, как эту музыку можно обыграть. Это то, что прежде всего заставляет меня подумать о новом номере. Но бывает и так, что просто хочется поставить что-то новое, и ты начинаешь искать, подбирать музыку, исходя из своего настроения. Может быть, что-то более лиричное или, наоборот, динамичное. Как правило, я отталкиваюсь от музыки.

А если ученик придет со своей музыкой и скажет, что вот под это хочет танцевать, Вы идете ему навстречу?

Да, «Зимний вечер в Гаграх» – отличный фильм, я его очень люблю и советую всем ученикам посмотреть как пособие по степу. Там есть некоторые художественные преувеличения, но то, что показано, очень близко к правде. Единственное, сейчас степ немного трансформировался, но в целом, я считаю, это эталонный фильм.

Всем, кому интересен этот жанр, я рекомендую смотреть фильмы с Фредом Астером. Это актер, который произвел революцию в кино тем, что привнес туда степ. Он танцует элегантно, красиво, в лучших традициях Бродвея. У него потрясающая партнерша, и смотреть на них – огромное эстетическое удовольствие!

Также можно смотреть кино с братьями Николас. Это удивительный дуэт с очень красивыми эстрадными номерами. Как правило, они не играли главные роли, а номера включались в фильмы локально, но это классика американского кинематографа ХХ века, которая вдохновляет!

Мария, от всей души благодарим за интервью и вдохновение, которым Вы делитесь!

Выбирая увлечение для себя и своего ребенка, конечно, важно учитывать индивидуальность, способности и интересы. Но почему бы не начать поиск себя с «музыки ног»? Во всяком случае, любуясь степом со стороны, устоять практически невозможно!

Беседовала: Светлана Качинская

Понравилось? Расскажите друзьям:

Возврат к списку