Развлечения и занятия для детей всех возрастовОрганизация досуга для вашего ребенкаВыходные, праздники, каникулы, каждый день в Москве и подмосковьеБолее 3000 объявлений
ОбзорыАфишаСтатьиНовости


Вся правда о профориентации

23 июня 2016
«Всем деревню не выберешь» – не разработано пока совершенного способа помощи в выборе профессии. Понятно, что это мало, кто признает. Любому, кто предлагает свою услугу на этом рынке, нужно, помнимо желания вам реально помочь (а может, даже и стране), еще и заработать деньги. Это естественное желание – получать достойную оплату за свое время, труд, закупленные инструменты, затраты на образование, и, конечно, за опыт и профессионализм в области помощи людям по поиску их призвания. Cогласитесь, в плане рекламы, недальновидно заниматься самобичеванием и признавать недоработки. Поэтому анализ возможных достоинств и недостатков услуг по профориентации лежит на потребителе, а выбор профориентационной услуги – его личная ответственность. В этой статье я хочу помочь вам сориентироваться на рынке профориентационных предложений, рассказав о недостатках и достоинствах разных способов помощи в выборе профессии. Мне это не составит особого труда, поскольку я – психолог, в теме изнутри, а профориентации – одна из областей моей практики и научного интереса. «Научного» - значит претендующего на объективность чуть больше, чем сугубо практический интерес. Итак, сегодня существует несколько форм профориентации. Их следует различать и подходить к каждой с правильными ожиданиями.

ЛЕКТОРИИ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

Публичная встреча для старшеклассников со специалистом в той или иной профессии, который рассказывает школьникам о плюсах и минусах профессии, сути работы, отвечает на возникшие вопросы.

Достоинства:

• Возможность услышать о повседневных задачах профессии непосредственно от специалиста • «Зарядиться» историями профессионального успеха
• Возможность задать вопрос напрямую специалисту

Недостатки:
• Несистемное, разовое мероприятие по принципу «одна встреча – один специалист». Нет отложенной обратной связи: возможность задать вопросы, накопившиеся и осознанные уже после встречи, не предусмотрена
• Построено по принципу «слушай, как это происходит» – возможность попробовать себя в деле, личная активность минимальная • Риск выбора профессии из возникшей сиюминутной очарованности профессионалом
• Политизированность встреч. Если встречи проводит конкретный вуз, то ему выгодно, чтобы было прорекламировано именно их учебное заведение. Если проводит конкретное предприятие, то им важно, чтобы именно к ним пришли потенциальные работники, поэтому «подвал» профессии не будет озвучен («Не пугайте детей! А то работать не придут!).

ПРОФПОГРУЖЕНИЕ (игровое и тренинговое)

Игровое профпогружение (ролевые игры, игровые профориентационные парки «Кидзания», «Мастерславль», «Кидбург») – в ролевой игре участники проигрывают различные виды профессиональной деятельности, основные рабочие моменты, примеряют на практике профессию.

Недостатки:
• игровой метод профориентации проводит психолог, реже – кадровик, а чаще всего – специалист с педагогическим образованием, умеющий работать с детьми, а не реальный специалист из профессии
• опыт разовый (когда придете второй раз – задания останутся прежними)
• нет системы комплексной услуги (полного цикла сопровождения выбора профессии)
• рабочие зоны профессий хорошо и красиво оформлены, что нацелено на коммерческую привлекательность игровых проектов. Однако, это может укрепить ложный образ о тех условиях труда, которые, в реальности бывают отнюдь не так комфортны
• недостаточны для профориентации старшеклассников (16-17 лет), скорее являются подготовительным этапом

Достоинства:
• носят больше развлекательный характер, поэтому очень подходят детям до 14 лет
• хорошо формирует общий кругозор (общую осведомленность о профессиях)
• возможность получить личный опыт решения базовых задач профессии
• дают возможность родителям проводить дома с ребенком углубленные беседы о мире профессий, узнавать его мотивацию, исследовать интересы

Тренинговое профпогружение (групповые программы, которые позволяют участникам погрузиться в разнообразные ситуации различных профессий, чтобы соотнести свои потребности и возможности с реальными профессиями)

Достоинства:
• возможность обнаружить (или не обнаружить) у себя и, затем, тренировать навыки, необходимые для решения задач профдеятельности, в которую происходит погружение
• тренеры не только психологи, но и реальные специалисты (эксперты-профессионалы)
• наличие резюмирующей обратной связи для родителей
• участники получают рекомендации специалиста по укреплению навыков, необходимых в данном виде деятельности

Недостатки:
• носит массовый групповой характер
• проходит в отрыве от реального процесса трудовой деятельности (вне предприятия)
• не всегда учитывает личную предрасположенность ребенка к подобным занятиям

ПРОФКУРСЫ И ДОВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Представлено в разных видах обучающих активностей: от летних программ, каникулярных интенсивов, до систематических еженедельных занятий в школах при вузах со специалистами с факультетов.

Недостатки:
• Политизированность. Если обучение проводит конкретный вуз, а не отдельный независимый центр, то ему выгодно, чтобы участники пришли учиться именно к ним
• Обучение приближено к вузовской программе, если не дублирует на более ясном старшекласснику языке и менее углубленно

Достоинства:

• будете знать, что вы будете изучать, если поступите на эту специальность, и оцените, насколько у вас усваивается эта информация, примерите «профессиональный язык»
• Даже если не выберите эту специальность, то, скорее всего, получите интересную и ценную информацию. Мало ли где пригодится.

ЭКСКУРСИЯ

Делятся на виртуальные в нон-стоп режиме и традиционные экскурсии на 1,5-2 часа на производства и в компании.

Виртуальная экскурсия (сюда же можно включить специально снятые видеофильмы о профессиях, отложенные видеосюжеты с производств, а также видеоэкскурсии в формате 3 D, в онлайн режиме прямо с предприятия, где идет запись рабочего процесса в текущем времени)

Достоинства:
• Увидеть реальный процесс производства или отрывки из рабочего дня специалиста
• О рабочих задачах профессии можно узнать прямо из дома, со своего телефона в любое удобное время, бесплатно
• Возможность возвращаться и пересматривать сюжеты

Недостатки:
• Не проработана возможность задать накопившиеся вопросы специалисту, выполняющему увиденную работу
• «Подвал» профессии не раскрывается. Для видеосюжетов выбраны лучшие интерьеры, технологически совершенные производства, по которым ходят нарядные работники. Не факт, что вам повезет, и вы попадете именно в такие условия, возможно вы будете выполнять схожие задачи, но в условиях гораздо менее комфортных. Впрочем, это не так страшно, если вы это предвидите и готовы корректировать сложившийся образ при встрече со своей трудовой реальностью.

Традиционные экскурсии (ознакомительные (обзорные),тематические, профессиографические, комплексные)

Достоинства:
• Наличие экскурсовода, а значит, есть обратная связь: будет кому задать вопросы
• Возможность наглядного ознакомления учащихся с требованиями профессии, с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр. поближе понаблюдать за работой специалиста
• привитие эмоционально-положительного отношения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Формируется интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции – все во многом зависит от экскурсовода

Недостатки:
• Наблюдение больше, чем участие
• Может не повезти с экскурсоводом (например, сухость, схематичность, поверхность изложения)
• типичные ошибки при проведении экскурсии: плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового), несоответствие моментов демонстрации и объяснения, экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ), использование специальных терминов без объяснения их значения.
• риск выбрать профессию на фоне приглянувшихся просмотренных образцов без учёта личной предрасположенности

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (диагностика)

Очень распространённый метод. Только ленивые сегодня еще не закупили различные автоматизированные психодиагностические инструментарии, а поскольку солидных и надежных разработчиков в стране – считаные единицы, то большинство работает по одинаковым методикам. И закупаются в одном месте. Психологическая диагностика включает исследование способностей, личностных особенностей старшеклассника и последующую консультацию психолога с рекомендацией сфер деятельности, которые подходят с учетом обнаруженных способностей и интересов. Эта услуга чаще всего представлена компьютерной диагностикой.

Достоинства:
• учет личных предрасположенностей ребенка к разным видам деятельности: всесторонний психологический анализ личности, интеллекта, желаний (склонностей), ценностных ориентаций, личностных качеств и способностей школьника
• по результатам даются списки профессий, соответствующие выявленным интересам и способностям учащегося.
• научный подход: разработаны учеными, научно-исследовательскими коллективами на основе одобренных в научном сообществе на данный момент теорий

Недостатки:
• влияние сиюминутных факторов на результат тестирования (настроение)
• в ряде опросников на результат влияет степень глубины самооценки (насколько подросток хорошо сам себя знает)
• при самостоятельном тестировании (без психолога) велика возможность ошибиться, неверно трактовав полученные результаты.
• при наличии консультации психолога после тестирования надежность повышается, но интерпретация очень зависит от профессионализма эксперта-психолога
• срез с человека в статике. Предполагается, что выявленные особенности относительно постоянны и пребудут с человеком всю оставшуюся жизнь. Отчасти так и есть, однако, человек существо изменчивое и динамичное, об это удачно говорил Бернард Шоу: «Единственный, кто поступал разумно, был мой портной. Он снимал с меня мерку заново каждый раз, когда видел меня, в то время как все остальные подходили ко мне со старыми мерками, ожидая, что я им буду соответствовать».
• сомнительная результативность. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru, опросив 1600 экономически активных респондентов из всех округов страны выявил следующее: тест на профориентацию проходили 34% россиян в возрасте 18-40 лет, однако только 7% из них сообщают, что тест помог им в выборе профессии. 27% считает, что тестирование им не помогло. Никогда не проходили тест на профориентацию 54% участников опроса. 4% родителей отметили, что их дети проходили тестирование («Причём платно, но ничего нового мы не узнали, как были затруднения с определением профессии, так и остались»)
• отсутствие мониторинга эффективности: пока мне не известен ни один из психодиагностических центров, который позаботился о том, чтобы отследить: поступил ли клиент по рекомендованной в результате теста специальности в вуз? с каким настроением он там учится, не разочаровался ли в выборе? хочет ли работать по специальности? работает ли по специальности? насколько сам оценивает степень вклада именно профориентационной диагностики в свои выборы? Аналитика преемственности между профдиагностикой в 11 классе и работой человека через 5-6 лет отсутствует. Если я ошибаюсь – буду рада ссылке на источник, опровергающий мои слова: отправляйте на email: serpiоnovа2005@mail.ru
• ригидность научного сообщества. Научные теории в психологии меняются очень медленно. Новых, фундаментальных, общепринятых пока мало разработано, в распоряжении – старый, проверенный, надежный теоретический арсенал научных школ. Все новое принимается с настороженностью (не всеми, но многими). О многом не принято говорить с официальных трибун, хотя в кулуарах коллеги делятся тем, что уже эффективно практикуют.

Беседа-консультация по авторским технологиям. Разновидность диагностики. Тоже профориентационная консультация, но без тестирования, по уникальным авторским технологиям. Встречаются гораздо реже, базируются на авторских методиках, которые проводятся без тестов и очень подходят тем, кто испытывает к психологическим тестам обоснованное недоверие.

Достоинства:
• учет личных предрасположенностей ребенка к разным видам деятельности. Всесторонний психологический анализ личности, личностных качеств и способностей школьника.
• отчет о возможностях и ограничениях (в каких сферах наиболее полно раскроется потенциал, в каких сферах функционирование будет более энергозатратно)
• выявляется предпочтительный стиль деятельности. «Стиль» в данном случае – это ваше личное своеобразие действий, приемов, способов и методов деятельности, которые во многом обусловлены личностными особенностями и позволяют добиваться результата в различных сферах деятельности.
• по результатам рекомендуются профессии, соответствующие выявленным интересам и способностям

Недостатки:
• Не всегда прозрачна надежность теорий и подходов, положенных в основу разработанного метода. Как правило, эффективность результатов подтверждается только личным практическим опытом консультанта.
• Отсутствие отложенного мониторинга эффективности. Пока мне не известны авторские методики, в которых оценена долгосрочная эффективность: поступил ли клиент по рекомендованной в результате беседы специальности в вуз? с каким настроением он там учится, не разочаровался ли в выборе? хочет ли работать по специальности? работает ли по специальности? Понятно, что на решения в этих вопросах влияет множество факторов, но все-таки, насколько сам человек, спустя время, оценивает степень вклада именно этой авторской профориентационной диагностики в свои выборы?
• Слабая готовность к сотрудничеству. Наличие выраженной и ревностной авторской позиции приводит к тому, что разработчики методик видят ценность только своего подхода, называют другие способы профориентации «бредом» и воспринимают свой вариант как единственно верный.

ДОВУЗОВСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

В нашей стране практически отсутствует довузовская практика знакомства с профессией «на собственной шкуре», реализованная в форме наставничества. Что такое довузовское наставничество? Это процесс индивидуального и систематического погружения в профессию вместе с опытным и практикующим в ней специалистом. Заметьте, не с психологом или педагогом ,а с профессионалом – практиком.

Достоинства:
• дает возможность окунуться в реальное проблемное поле профессии (не в игровой форме, не в форме тренинга, а в форме участия в решении реальных ситуаций)
• наставник в процессе общения со стажером исследует мотивацию определяющегося человека с позиции уже зрелого профессионала, следовательно, дает обратную связь родителям и старшекласснику о направлениях развития и совершенствования навыков и компетенций, полезных в данной профессии
• выявляет и скорректирует ложные ожидания от профессии, обсуждает с протеже мифы и стереотипы, которые существуют в массовом сознании
• открыт, честен и независим. Как правило, в наставники приходят те профессионалы, которые заинтересованы в развитии всей отрасли в целом, профессии или направления, которым они занимаются. Они уже достигли того уровня, когда осознают, что сегодняшние старшеклассники – будущее экономики и социального благополучия страны в целом. Потому у них нет задачи прорекламировать определённый вуз или заткнуть вакансию. Независимость позволяет им быть честными и показывать о трудовые буднях так, как есть без прикрас и или умалчиваний.
• оценка возможностей и ресурсов человека в сфере этой деятельности, задатков профессионального мышления, потенциала

Недостатки:
• Малоэффективно, если заранее нет какой-то мало-мальской определённости в том, какую профессию хочет осваивать в будущем старшеклассник. Практика наставничества полезна после этапов диагностики. Или в случае, если вы уже давно осознанно идете к своей конкретной профессиональной мечте.
• Редкость. Такую практику в России днем с огнём не сыщешь. Практически отсутствуют центры, в которых объединены наставники.
• Не у всех проработана методология отбора наставников. Выбор специалиста для подобной услуги часто происходит следующим образом. Утренняя планерка в банке. Товарищи, нужно, чтобы от нас в центр пошел специалист, который может детям рассказать и показать, как работает специалист банка. Пойдет Наталья, потому что она самая молодая и ей будет легче найти с подростками общий язык. Это не дело. Наставников так не отбирают, необходима серьезная методика.

Как вы видите, несмотря на разнообразие услуг, одной из них недостаточно (чтобы ни говорили мои же коллеги профориентологи и психологи) для того, чтобы помочь в выборе профессии, поскольку у каждой есть свои достоинства и ограничения, каждая решает свою узкую задачу. Выбор профориентационных услуг зависит во многом от платёжеспособности родителей. Эффективнее всего на сегодня – комбинации различных форм профориентации. Комбинация выйдет дороже, поэтому на нее целесообразно заложить бюджет заранее. Комбинация услуг поможет вам сделать сопровождение выбора профессии более целостным, а системность даст понимание, для чего нужен каждый следующий шаг. Наиболее оптимальная модель мне видится такая:

Этап 1. Время игры и ролевых проб. Это период расширения кругозора, накопления информации о том, что делают разные люди в этом мире, чем они занимаются и для чего нужны миру. Здесь очень уместны Детские профориентационные парки (с 6 лет и до 14 ходите, сколько хотите). Но обязательно с последующим обсуждением. Иначе это будет просто развлечение. Акцентируйте внимание ребенка на том, что здесь представлена толика и та в лучшем свете, а в реальности бывает по-разному. Спросите у ребенка, какие задания были ему трудны, а какой фрагмент деятельности он выполнял с наибольшим интересом и энтузиазмом. Узнайте мотивацию, почему понравилось именно это? И вы увидите, что его так впечатлило: внешняя атрибутика (красивая техника, профснаряжение) или же там есть что-то глубже. Подведите его к мысли, что не все из того, что нам нравится, впоследствии оказывается нашей работой, делом жизни и профессиональным призванием. Отметьте, что у каждого из нас есть свои возможности, некая предрасположенность к той или иной работе, но раскрытие потенциала зависит от наших личных трудов. Для закрепления этой мысли уточните у ребенка, как он думает, что нужно для того, чтобы, например, стать тем, чья работа так понравилась ему в парке, какие в ней нужны качества? По возможности, найдите среди знакомых специалиста из той профессии, которая так понравилась ребенку в городе профессий, познакомьте ребенка с ним, пусть он в доступной манере расскажет ему о работе и ответит на нехитрые вопросы. Создавайте ценностную среду – говорите о важности каждой профессии, о том, что все они существуют для того, чтобы заботиться о мире и нашем комфортном в нем проживании, и каждый профессионал достоин уважения.

Этап 2. Время диагностики. С 14 лет пройдите профориентационные диагностики (я рекомендую комплекс: тестирование + авторская методика). В результате у вас к 10-11 классу появится 3-5 направлений возможного профессионального будущего. Рекомендую повторить диагностику ближе к 17 годам, потому что 14-15 лет это еще возраст неустойчивых интересов, поиска себя, характер балансирует, ребята примеряют к себе разные образцы и образы.

Этап 3. Время наставников и самостоятельного выбора. Самое время старшекласснику пройти процедуру наставничества для того, чтобы на собственной шкуре определиться: «мое ли это?», «а что из подходящего – мое?». Наставники в индивидуальном режиме помогают соотнести сложившийся образ профессии с реальностью, скорректировать ожидания, попробовать выполнить задачи будущего дела, ответят на самые нескромные и пикантные вопросы. Это время посещать лекции приглашенных специалистов из профессий, которые рекомендованы старшекласснику. Теперь он уже осознанно знает, к какому специалисту он хочет на лекцию. Теперь такая лекция не просто – пополнение знаний о существующих профессиях, это уже работа по погружению в возможную свою. В этот же период полезно проходить тренинги, которые развивают навыки и компетенции, полезные в рекомендованных профессиях.

Увы, пока в России единых центров, которые оказывают всю последовательную систему услуг по сопровождению выбора профессии от игрового погружения до ступеней вуза – нет. Поэтому вам придется находить самим центры и профессионалов для реализации каждого из этапов. Надеюсь, что оценка недостатков и ресурсов существующих видов профриентационной помощи поможет вам выстроить реалистичную в ожиданиях стратегию по сопровождению детей в поиске их будущей любимой работы.

Автор статьи: Cерпионова Е.И.
кан.псих наук,br> Доцент кафедры общей психологии и педагогики РНИМУ им. Пирогова,
Победитель конкурса лучших учителей РФ
Руководитель Центра неформального образования и довузовского наставничества
-

Понравилось? Расскажите друзьям:

Возврат к списку